«Мы не столько мусульмане и не столько христиане. Мы – воспитанники Советского Союза», говорит Али Абдель-Кадер, ведущий клуба «Что? Где? Когда?» в Рамалле в интервью NEWSIsraelinfo. Али – один из главных деятелей общины «арабов с русской душой» — палестинцев, выучившихся в СССР, привезших оттуда жен, но оставивших в России частичку своего сердца. У Али и Татьяны четыре дочери. Старшая живет в Москве и работает в арабской редакции телеканала Russia Today – карьеру сделала благодаря тому, что знает русский и арабский в совершенстве и одинаково хорошо разбирается в ближневосточных и российских реалиях.
Сами Али и Татьяна уже много лет не выезжали из Рамаллы: ни у мужа – коренного палестинца, ни у его жены-украинки нет палестинского удостоверения личности. Али его успели лишить за те 12 лет, что он провел в Ленинграде – с 1978 по 1990 год, а у Татьяны его никогда и не было. Как рассказывает Али, легализации своего статуса они ждут уже много лет – но для этого нужно разрешение Израиля, а с тех пор, как началась вторая интифада, израильтяне не спешат навстречу жителям территорий.
По словам Али, бывали случаи, когда русских жен, случайно «нарвавшихся» на израильских солдат на улицах Рамаллы, высылали на родину.
Так или иначе, в год начала второй интифады в столице ПА возникали не только террористические группировки – именно в 2000 году был создан рамалльский клуб «Что? Где? Когда?». Вопросы здесь задаются по-русски и обсуждают их команды, состоящие из жен и мужей, тоже по-русски. Единственное отличие от многочисленных лиг ЧГК в мире и в Израиле заключается в том, что интеллектуальный ритуал здесь стараются расцветить музыкой, шутками, видеоклипами. «Мы хотим, чтобы было повеселей», — объясняет Али.
«Убойная сила», «Дрим», «Весна», «Терминатор», «Али Баба» — такие воинственные и нежные названия носят команды рамалльского клуба.
Несколько десятков русских жен и их палестинских мужей составляют обособленную группу внутри Рамаллы. Они отмечают 8 марта и русский Новый Год, собираются, чтобы просто потанцевать, выпить и закусить – по-русски.
Али говорит, что когда он учился в железнодорожном институте в Ленинграде, среди его знакомых было больше евреев, чем арабов. И – если бы это было возможно в свое время – он с радостью остался бы в Союзе. Ведь эта страна дала ему все – образование, друзей, любимую жену. Но теперь уже поздно думать о возвращении в Россию. Ему 47 лет, у него в Рамалле строительный бизнес – начинать жизнь с начала не хочется.
Зато все российские журналисты в Рамалле первым делом приезжают к Али – он все организует, поможет, обласкает. А еще игроки клуба «Что? Где? Когда?» в Рамалле давно мечтают сразиться с членами тель-авивской лиги ЧГК , но для того, чтобы привезти в Тель-Авив десятерых главных знатоков Рамаллы, необходимо оформить 10 разрешений на въезд – а это Али Абдель-Кадеру пока не удается.